Если спросить, чего бы вы больше всего хотели для ваших детей в жизни, то многие, наверняка, ответят, что желают своим детям быть здоровыми и успешными. Вот о достижении успеха нашими детьми мы сегодня и поговорим.

Что мы понимаем под словом «успех»? У многих не вызывает сомнений то, что успех – понятие чисто материальное, что он измеряется количеством денег, престижной работой, дорогим отдыхом и т.п. Всё это, конечно, играет определённую роль, но наличие всех этих вещей ещё не является гарантией успеха.

Тот успех, которого мы так сильно желаем нашим детям, зависит от множества нематериальных понятий: способности к любви, способности чувствовать радость и передавать её другим, уверенности, которая появляется от сознания того, что в жизни есть цель, ощущения гармонии с окружающим миром. Эти нематериальные критерии успеха приносят внутреннее удовлетворение, а материальные блага являются дополнением к ним. Давайте вместе подумаем, какие задачи нам нужно выполнить, чтобы наши дети достигли успеха?

Вы ответите – правильно воспитывать. Верно, воспитывать. В слове «воспитание» есть слово «питание». То есть, задача родителей, кроме того, чтобы накормить, одеть ребёнка и поиграть с ним, состоит ещё и в том, чтобы питать ребёнка духовными ценностями.

Тут сразу хочется отметить, что научить тому, что сам не умеешь или не понимаешь, не получится. Ребёнок – это зеркальное отражение родителей и отношений в семье. Ребёнку можно говорить много правильных слов, но если каких-то качеств нет в вас самих, то научить его тому, что сами не делаете, вы не сможете. Нередко в семьях бывают моменты, когда родителям хочется наказать ребёнка просто потому, что они испытывают сильное раздражение или разочарование. Если такие родители внимательнее посмотрят на ситуацию, то они увидят, что используют наказание для решения тех проблем, которые не разрешены в них самих.

Итак, мы подошли к главному – сначала родителям самим надо учиться духовным законам и жить в соответствии с ними. А ребёнок будет просто жить в этой среде, впитывать её, и тогда ваши усилия по его воспитанию будут минимальны.
Каковы же основные черты такой среды?

ГЛАВНОЕ – ЛЮБОВЬ

Это главное и самое ценное, что могут дать родители детям.

Ребёнок должен знать, чувствовать, что он любим всегда, без всяких условий. Он должен знать, что его любят не за то, что получил «пятёрку» в школе или хорошо себя вёл в садике, не за то, что сходил в магазин или не запачкал одежду на прогулке. Его любят за то, что он есть. И даже если он принёс из школы «двойку» или пришёл с улицы как трубочист, его всё равно будут любить. Он должен знать, что его могут ругать за плохой поступок, но не за то, что он сам плохой.

ЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ТЕБЯ ЛЮБЯТ И ПРИНИМАЮТ ЛЮБЫМ – ОСНОВА ТОГО, ЧТО РЕБЁНОК ВЫРАСТЕТ ДОБРЫМ, УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКОМ, ВНУТРЕННЕ БЛАГОПОЛУЧНЫМ.


МИР БЕЗОПАСЕН

С того момента, как ребёнок начинает учиться самостоятельности (примерно с 1,5 – 2 лет) нужно показать ему, что мир безопасен. Конечно, изучая огромный мир вокруг себя, ребёнок может получать шишки и ссадины. Но боль и чувство неудачи – это разные вещи.

Если ребёнок, который упал или получил царапину, связывает это с тем, что он слабый, плохой, не умеет справляться с трудностями, а мир вокруг него полон опасностей, то так же он будет воспринимать окружающий мир и во взрослом возрасте.

Мудрый воспитатель просто отпускает ребёнка и даёт ему свободу, его невмешательство означает уважение, поддержку и сообщение: «Ты можешь сам». И только когда малыш просит помочь ему в каком-то занятии, взрослый, не отказывая ребёнку, обязательно помогает. Это даёт ребёнку возможность быстрее развиваться, чувствовать ответственность за себя. «Если за ребёнком постоянно следят и направляют его движение туда, куда матери кажется правильным, а когда он проявляет инициативу, за ним бегают и останавливают, он очень быстро учится не отвечать за себя…» (Жан Ледлофф «Как вырастить ребёнка счастливым»).

ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО МИР ВОКРУГ БЕЗОПАСЕН, А В ТРУДНЫХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ПОПРОСИТЬ ПОМОЩИ, ДЕЛАЕТ РЕБЁНКА СПОКОЙНЫМ, УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ И ИНИЦИАТИВНЫМ.

ВОЗМОЖНО ВСЁ

Человек, как правило, ставит себе пределы в своём восприятии мира.

Как часто мы, взрослые, говорим: «С этим ничего нельзя поделать», «С этим я не справлюсь», «Учиться уже поздно», «Ничего не получится».

Но то, что человек способен увидеть, представить внутри себя, то, что он способен охватить своим сознанием, то он и сможет воплотить в реальной жизни.

Поэтому не надо ставить пределов нашим детям. Нужно говорить им, что они смогут создавать и изменять всё, что захотят в своей жизни. О том, как дать это почувствовать детям, очень хорошо пишет доктор Дипак Чопра: «Детей больше всего воодушевляют естественные чудеса, и вы можете поддерживать их переживание, обращая их внимание на то, как легко и свободно мы чувствуем себя среди природы. Когда вы созерцаете раскинувшееся над головой открытое небо или великолепие устремляющихся к нему горных вершин, у вас в груди самым естественным образом рождается чувство: «Я могу всё» (Д.Чопра «Семь Духовных Законов успеха для родителей»).

ВО ВСЁМ ВИДИМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Один из самых важных моментов – уметь увидеть в любой ситуации, в любом человеке что-то новое. Это помогает оценить ситуацию по-новому и увидеть новые потенциальные возможности. Очень важно учить детей достигать чего-то нового в хорошо известной ситуации. Научите этому своих детей, всякий раз задавая им простой вопрос: «Можно ли посмотреть на это иначе?». Предложите детям обратить внимание на какое-нибудь новое качество в них самих или ком-то другом.

Уже известный нам доктор Д. Чопра пишет, что если Вы научите детей во всём видеть новое, «Вы сделаете для достижения успеха вашими детьми больше, чем если вы могли бы сделать любым другим способом, - успех есть синоним улавливания благоприятных возможностей там, где другие проходят мимо».

ДЕТИ ВАШИ И НЕ ВАШИ

«МЫ ТРЕВОЖИМСЯ О ТОМ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ВЫРАСТЕТ НАШ РЕБЁНОК, НО ЗАБЫВАЕМ, ЧТО ОН УЖЕ ЧЕЛОВЕК» СТАШИЯ ТАУШЕР

Замечательные слова. Мы привыкли говорить – «мой ребёнок», или, что ещё хуже, «мы пошли в детский сад», «у нас энурез»… Но своим человек имеет право называть то, что он сам осознал, усвоил или создал. Моё – это то, что внутри человека. Вы не являетесь владельцем ребёнка, хотя и несёте за него ответственность. Ребёнок – это личность, индивидуальность, явление жизни. Нужно увидеть это и относиться к ребёнку с уважением, то есть уважать его свободу, его выбор, не распространять на детей собственных ожиданий. Дети будут делать в жизни то, чего вы никогда не делали, это надо принимать, а не заставлять детей соответствовать вашим представлениям.

СОЗДАНИЕ «ОБОГАЩЁННОЙ» СРЕДЫ

Так же как и атмосферу общения и духовных ценностей, ребёнок впитывает атмосферу занятий и интересов в семье. А эта атмосфера зависит от того, чем занимаются взрослые дома, чем они интересуются кроме просмотра телевизора, на какие темы они разговаривают, делятся ли они впечатлениями от красоты природы или прочитанной книги, звучит ли в доме музыка и какая. От этих и многих других вещей зависит то, чем заняты дома дети, во что они играют. Хорошо также, если ребёнка окружают «умные» игрушки и развивающие игры.

Ну и, конечно, очень важно делать что-то вместе с ребёнком. Есть закон, открытый психологом Львом Семёновичем Выготским. Мы возьмём цитату из книги другого замечательного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер, которая описывает действие этого закона. Закон называется «зоной ближайшего развития ребенка». «Суть этого закона состоит в следующем: в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими (смотрите рисунок).

Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов.

ЗАВТРА РЕБЁНОК БУДЕТ ДЕЛАТЬ САМ ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ОН ДЕЛАЛ С МАМОЙ, И ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО ЭТО БЫЛО С «С МАМОЙ».

Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая (рисунок А), то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (рисунок Б), так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее» (Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком – как?»).

Дорогие родители! В каждом ребёнке успех заложен с рождения. Способность каждого ребёнка ощущать волшебство жизни доказывает, что в человеческой природе заложено встречать жизнь с радостью. А задача родителей не мешать, а помогать детям в этом благодарном занятии.

Вопросами информационно-психологического анализа отношений в семье и гармоничного развития детей занимаются специалисты Центра «Айзорэль». С помощью Метода В.П. Гоча Работы в Причине они выявляют и устраняют причины болезней детей и взрослых, причины тяжёлых ситуаций и разлада в отношениях, а также помогают членам семьи понять, как сохранить гармонию в семье и научиться понимать друг друга. Если Вы хотите задать вопросы, записаться на консультацию или приём, пишите нам на адрес zapros@aizorel.ru. Расцвета Вам и Вашим детям!

.