+7 (981) 899-28-00

Причинность в Коране

Причинность в Коране не является фаталистической, наоборот, “Коран призывает к свободе воли” [82], хотя провозглашает, что случайного в мире ничего нет. Человеку дана способность отличить добро от зла, истину и ложь и дана свобода выбора, и человек должен принять ответственность за свои действия, иначе эта ответственность возлагается на него.

“Аллах считает человека венцом творения, но предупреждает, что у него есть слабые стороны: торопливость, слабость, малодушие… Поэтому Бог дал человеку разум и ниспослал ему откровения для определения правильного пути” [82].

Причинность в Коране является предопределением за совершенные действия, воздаянием по подобию действий, что приводит к потере связи и отношений с Господом, к несчастьям и бедствиям.

“А что постигает вас из несчастия – за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое” (42:29 (30)).

“Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это” (57:22 (22)).

“Тем, которые добродеяли, - доброе и придача; и не покроет их лица пыль и унижение. Это – обитатели рая, в нем они пребывают вечно.

А те, которые приобрели злые деяния… воздаяние за злое деяние – подобным ему. И постигнет их унижение; нет у них никакого защитника от Аллаха! Их лица покрыты точно кусками мрачной ночи. Это – обитатели огня, в нем они пребывают вечно” (10:27-28 (26-27)).

“Разве же после того, как вас постигло бедствие, - а вы причинили двойное,- вы сказали: “Откуда это”? Скажи: “Это от вас самих”.

“Поистине, всякому полностью воздаст твой Господь за их дела: ведь Он сведущ в том, что они творят!” (11:113 (111))

При всей предопределенности воздаяния особой темой в Коране звучит забота о человеке, забота о тех, кто выбрал “прямой путь” к “будущей жизни”. Даже наказания и беды являются предостережением заблудшему человеку.

“А если бы Мы помиловали их и избавили их от их беды, то они упорствовали бы в своем заблуждении, скитаясь слепо” (23:77 (75)).

“Я, поистине, прощающ по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и творил доброе, а потом пошел по прямому пути” (20:84 (82)).

“Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней, – Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела!” (42:19 (20)).






















 

 

 

Вверх страницы