Причинность в учении Будды
Главная цель человека по учению Будды – “уйти” из мира заблуждения и страдания и достичь просветления, достичь сущности Будды.
“Тело Будды – это само просветление, вечное создание, не знающее разрушения. Это не плоть, поддерживаемая пищей, а вечное тело, представляющее собой разум. Оно не знает ни страха, ни недуга. Оно вечное и неизменное.
Будда появляется в этом мире и исчезает из этого мира не без причинной связи. Когда стечение обстоятельств способствует спасению людей, Он появляется в этом мире. Когда это стечение обстоятельств проходит, Он исчезает из этого мира” [105].
Буддизм провозглашает Четыре Благородных Истины: существование есть страдание, страдание имеет причину и поэтому может быть прекращено, есть путь, ведущий к прекращению страдания. При этом постижение закона причинной связи позволяет правильно смотреть на вещи, является первым шагом от избавления мирских страстей – источника заблуждений и страданий, и является первым шагом на правильном восьмисоставном пути к просветлению.
“Буддисты различают:
1. Причинность среди элементов мертвой материи, где между причиной и следствием правит закон однородности.
2. Причинность в органическом мире, где налицо феномен роста.
3. Причинность в одушевленном мире, где действие нравственной причинности накладывается поверх естественной” [115].
Учение Будды вскрывает три ошибочных точки зрения на Причинность:
-
первая – все, что происходит с человеком, предписано ему судьбой. Тогда ничего, кроме судьбы, в этом мире не останется и люди потеряют всякую надежду на улучшение, перестанут трудиться, не будет прогресса, жизни общества;
-
вторая – все от Бога. В таком случае человек лишается свободы выбора и не может быть в принципе образом и подобием Творца, то есть не реализует свои творческие возможности;
-
третья – что не существует причинной связи. Если люди последуют такой точке зрения, они потеряют желание прекратить злые дела и делать добрые дела, ибо не будет смысла прикладывать к этому усилий.
Истинная Причинность в том, что все на свете меняется – это единственная постоянная вещь. Невежество людей – в неспособности видеть перемены, видеть истинную причинную связь. Заблуждения рождаются душой: “Всему причиной душа. Если душа будет упиваться наслаждениями в этом мире, родятся заблуждения и страдание. Если же душа возжелает просветления, родятся просветление и наслаждения” [105].
Душа не имеет своей субстанции и непостоянна. Плоть и душа созданы по стечению обстоятельств (причинностью). Тело причин человека является телом его души. Поэтому практика совершенствования в буддизме включает в себя и сосредоточение души, после чего просветлеет разум, а светлый разум приводит к просветлению. “Изменения души бесконечны, ее возможности безграничны. Так, оскверненная душа создает вокруг себя оскверненный мир, а чистая душа – чистый мир. Внешний мир может всячески меняться в зависимости от души. Душа, как искусный художник, создает различные миры. Нет ничего в этом мире, что бы не могло быть создано душой. В создании мира нет различия между душой, Буддой и людьми” [105].